Методы исследований, используемые Калининградским социологическим центром
(наиболее часто встречающиеся в практике исследователей)
Массовый опрос методом "face to face"
Предполагает опрос большого количества респондентов и позволяет определить в количественном выражении распространенность тех или иных мнений, мотивов, потребительских предпочтений и т.д.
Интервью по месту жительства
Распространенный метод сбора информации, предусматривающий и форму интервью (личной беседы), и форму самозаполнеия анкеты участником опроса.
Выборка - как правило, репрезентативная. Но метод используется и при опросе целевых групп. Для устойчивости полученных данных требуется выборка не менее 300 человек. При этом, чем больше выборка, тем точнее полученные данные.
К достоинствам методики можно отнести:
- возможность задать большое количество вопросов на различные темы;
- возможность использования специальных проективных техник (демонстрация карточек, картинок и т.д.).
Телефонные интервью
Метод, применяемый при проведении опросов (жителей и юридических лиц) по телефону на основе заранее разработанной анкеты.
Телефонные опросы применяются в случае, когда необходимо относительно быстро и недорого исследовать основные характеристики потребителей того или иного товара (услуги), провести исследование общественного мнения, узнать отношение потребителей к новому товару, рекламе и т.д.
Главный недостаток - сравнительно небольшое количество задаваемых вопросов и отсутствие визуального контакта с опрашиваемым (что бывает очень важно при проведении некоторых видов исследований).
Интервью на улице
Разновидность массового опроса населения (или целевой группы).
Главное достоинство - быстрота и сравнительная дешевизна выполнения полевых работ.
Главный недостаток - невозможность задать большое количество вопросов и необходимость использовать только простые вопросы.
Выборка - целевая или репрезентативная от 1000 и более респондентов для получения устойчивых результатов.
Опросы целевых групп
Разновидность массового опроса (населения или представителей фирм), предполагающего изучение мнений (потребительских предпочтений) специфических групп потребителей товаров (услуг). Например - пенсионеров о пенсионной реформе, автомобилистов о предпочитаемых марках машинного масла и т.п.
Главное достоинство - целенаправленный отбор тех, кого касаются, изучаемые вопросы.
Панельные исследования
Разновидность массового опроса (населения или представителей фирм), когда требуется отследить изменение мнений (потребительских предпочтений) одних и тех же людей (фирм).
Панельные исследования эффективны при изучении факторов, влияющих на изменение позиций респондентов.
Сложность метода в "удержании" одних и тех же респондентов на протяжении длительного времени.
Исследования аудитории СМИ
Особый вид исследований, предполагающий использование разных методик фиксирования результатов "телесмотрения", чтения периодических изданий, "радиослушания" и посещения интернет-ресурсов.
Могут использоваться разные методики - технической фиксации (пипел-метры), дневниковые панели, опросы ("воспоминания вчерашнего дня") и другое.
Интервью в местах продаж (в местах оказания услуг)
Позволяет оценить степень удовлетворенности оказанной услугой, выявить "проблемные места", позволяет изучать спрос потребителей.
Глубинные интервью
Особая разновидность личного интервью (неформальная личная беседа, проводимая по заранее намеченному плану), в ходе которого, наряду с непосредственными оценками, исследователь старается выяснить глубинные психологические мотивы и установки по отношению к изучаемому объекту. Как правило, глубинные интервью проводятся с так называемыми труднодоступными респондентами - предпринимателями, бизнесменами, или пользователями достаточно специфических (в том числе интимных) продуктов. Проводят глубинные интервью психологи, социологи способные эффективно контролировать ход мыслей респондента.
Экспертные интервью
Методика, используемая для решения сложных проблем, требующих опроса эксперта. Респонденты в таких исследованиях, как правило, - директора, владельцы компаний, чиновники высокого ранга, экономические и политические обозреватели, специалисты узких отраслей (сфер) деятельности.
Экспертные интервью, как правило, позволяют выделить круг проблем, факторов, влияющих на формирование мнений людей (или проблем в узкой сфере деятельности). Как правило, такие данные другим способом получить нельзя.
Фокус-группы
Фокусированная групповая дискуссия (интервью) под управлением опытного ведущего (модератора) с аудио- (видео-) записью ее проведения.
Эффективный метод при выяснении поведенческих установок и факторов их определяющих, восприятия товаров (услуг), разработки рекламных и маркетинговых стратегий, выявлении имиджевых характеристик исследуемого продукта (политика, компании и т.д.).
Данные, полученные при проведении фокус-групп, нельзя распространять на генеральную совокупность, но они помогают получить информацию о механизмах формирования тех или иных установок (восприятия продукта) определенной категорией людей.
Выборка - только целевая. Обычно размер группы - 8 человек.
Тестирование продукта (холл- и хоум-тесты)
Холл-тест: обычно это тестирование продукции (в том числе рекламной) в специально отведенном помещении.
Состоит из двух этапов - участник "пробует" продукт (смотрит рекламу), а затем его опрашивают по специальной анкете, выясняя его отношение к только что опробованному продукту.
Выборка - только целевая от 150 респондентов и выше.
Хоум-тест: участник на дому в течении определенного времени пользуется тестируемым продуктом. Затем его посещает интервьюер и выясняет отношение участника к тестируемому продукту.
Выборка - чаще целевая от 150 респондентов и выше.
Контент анализ и кабинетные исследования.
Кабинетное исследование - обработка уже существующей информации ("исследование за письменным столом"). Вторичная обработка информация - данные, собранные ранее для целей, отличных от решаемой в настоящий момент проблемы (если такая информация есть).
Разновидностью кабинетного исследования является контент-анализ (исследование текстов).
Наиболее часто применяется при анализе СМИ, интернет-ресурсов и т.д.
Включенные наблюдения.
Метод исследований, предполагающий наблюдение за объектом и фиксацию (в специальном бланке) итогов этого наблюдения. Как правило, исследователь находиться "внутри" события, которое изучается.
Mystery Shopping (таинственный покупатель).
Метод маркетинговых исследований, предполагающий оценку качества обслуживания (или получение коммерческой информации о конкурентах) с помощью специалистов, выступающих в роли подставных покупателей (заказчиков, клиентов и т.п.). Специально подготовленные люди, соответствующие характеристикам целевого потребителя на данном рынке, посещают исследуемые предприятия (магазины, сервисные центры, офисы компании) под видом клиентов, и в процессе общения получают нужную информацию.
Retail audit (ретейл-аудит).
Проводится описание торговых точек (фиксация ассортимента, цен, специальных предложений в местах продаж, рекламных обращений, объемы сбыта товара и т.д.).
Retail audit обычно проводиться после предварительной сплошной переписи (Cencus) торговых точек, торгующих определенным видом товара.
Метод позволяет отслеживать изменение "рыночной среды" по определенным группам товаров.
В зависимости от целей и задач исследования мы порекомендуем Вам эти или другие методы, разработаем оригинальный или предложим типовой дизайн исследования, помогающий решить Вашу проблему.
© Калининградский социологический центр, 2009.
236010 г.Калининград, ул.Минина и Пожарского, 13/1А  e-mail sc@39ksc.ru, igor.ksc@gazinter.net  Тел. (4012) 916 044, факс 214 259