Методы исследований, используемые Калининградским социологическим центром (наиболее часто встречающиеся в практике исследователей)
|
Массовый опрос методом "face to face"
Предполагает опрос большого количества респондентов и позволяет определить в количественном
выражении распространенность тех или иных мнений, мотивов, потребительских предпочтений и т.д.
|
|
Интервью по месту жительства
Распространенный метод сбора информации, предусматривающий и форму интервью (личной беседы), и форму самозаполнеия анкеты участником опроса.
Выборка - как правило, репрезентативная. Но метод используется и при опросе целевых групп. Для устойчивости полученных данных
требуется выборка не менее 300 человек. При этом, чем больше выборка, тем точнее полученные данные.
К достоинствам методики можно отнести:
- возможность задать большое количество вопросов на различные темы;
- возможность использования специальных проективных техник (демонстрация карточек, картинок и т.д.).
|
|
Телефонные интервью
Метод, применяемый при проведении опросов (жителей и юридических лиц) по телефону
на основе заранее разработанной анкеты.
Телефонные опросы применяются в случае, когда необходимо относительно быстро и недорого исследовать основные характеристики
потребителей того или иного товара (услуги), провести исследование общественного мнения, узнать отношение потребителей к новому товару, рекламе и т.д.
Главный недостаток - сравнительно небольшое количество задаваемых вопросов и отсутствие визуального
контакта с опрашиваемым (что бывает очень важно при проведении некоторых видов исследований).
|
|
Интервью на улице
Разновидность массового опроса населения (или целевой группы).
Главное достоинство - быстрота и сравнительная дешевизна выполнения полевых работ.
Главный недостаток - невозможность задать большое количество вопросов и необходимость использовать только простые вопросы.
Выборка - целевая или репрезентативная от 1000 и более респондентов для получения устойчивых результатов.
|
|
Опросы целевых групп
Разновидность массового опроса (населения или представителей фирм), предполагающего изучение мнений
(потребительских предпочтений) специфических групп потребителей товаров (услуг). Например - пенсионеров о пенсионной реформе,
автомобилистов о предпочитаемых марках машинного масла и т.п.
Главное достоинство - целенаправленный отбор тех, кого касаются, изучаемые вопросы.
|
|
Панельные исследования
Разновидность массового опроса (населения или представителей фирм), когда требуется отследить изменение мнений
(потребительских предпочтений) одних и тех же людей (фирм).
Панельные исследования эффективны при изучении факторов, влияющих на изменение позиций респондентов.
Сложность метода в "удержании" одних и тех же респондентов на протяжении длительного времени.
|
|
Исследования аудитории СМИ
Особый вид исследований, предполагающий использование разных методик фиксирования результатов "телесмотрения",
чтения периодических изданий, "радиослушания" и посещения интернет-ресурсов.
Могут использоваться разные методики - технической фиксации (пипел-метры), дневниковые панели, опросы ("воспоминания вчерашнего дня") и другое.
|
|
Интервью в местах продаж (в местах оказания услуг)
Позволяет оценить степень удовлетворенности оказанной услугой, выявить "проблемные места", позволяет изучать спрос потребителей.
|
|
Глубинные интервью
Особая разновидность личного интервью (неформальная личная беседа, проводимая по заранее намеченному плану),
в ходе которого, наряду с непосредственными оценками, исследователь старается выяснить глубинные психологические
мотивы и установки по отношению к изучаемому объекту. Как правило, глубинные интервью проводятся с так называемыми
труднодоступными респондентами - предпринимателями, бизнесменами, или пользователями достаточно специфических
(в том числе интимных) продуктов. Проводят глубинные интервью психологи, социологи способные эффективно контролировать ход мыслей респондента.
|
|
Экспертные интервью
Методика, используемая для решения сложных проблем, требующих опроса эксперта. Респонденты в таких исследованиях,
как правило, - директора, владельцы компаний, чиновники высокого ранга, экономические и политические обозреватели,
специалисты узких отраслей (сфер) деятельности.
Экспертные интервью, как правило, позволяют выделить круг проблем, факторов, влияющих на формирование мнений людей
(или проблем в узкой сфере деятельности). Как правило, такие данные другим способом получить нельзя.
|
|
Фокус-группы
Фокусированная групповая дискуссия (интервью) под управлением опытного ведущего (модератора) с аудио- (видео-) записью ее проведения.
Эффективный метод при выяснении поведенческих установок и факторов их определяющих, восприятия товаров (услуг), разработки рекламных и
маркетинговых стратегий, выявлении имиджевых характеристик исследуемого продукта (политика, компании и т.д.).
Данные, полученные при проведении фокус-групп, нельзя распространять на генеральную совокупность, но они помогают получить
информацию о механизмах формирования тех или иных установок (восприятия продукта) определенной категорией людей.
Выборка - только целевая.
Обычно размер группы - 8 человек.
|
|
Тестирование продукта (холл- и хоум-тесты)
Холл-тест: обычно это тестирование продукции (в том числе рекламной) в специально отведенном помещении.
Состоит из двух этапов - участник "пробует" продукт (смотрит рекламу), а затем его опрашивают по специальной анкете,
выясняя его отношение к только что опробованному продукту.
Выборка - только целевая от 150 респондентов и выше.
Хоум-тест: участник на дому в течении определенного времени пользуется тестируемым продуктом.
Затем его посещает интервьюер и выясняет отношение участника к тестируемому продукту.
Выборка - чаще целевая от 150 респондентов и выше.
|
|
Контент анализ и кабинетные исследования.
Кабинетное исследование - обработка уже существующей информации ("исследование за письменным столом").
Вторичная обработка информация - данные, собранные ранее для целей, отличных от решаемой в настоящий момент
проблемы (если такая информация есть).
Разновидностью кабинетного исследования является контент-анализ (исследование текстов).
Наиболее часто применяется при анализе СМИ, интернет-ресурсов и т.д.
|
|
Включенные наблюдения.
Метод исследований, предполагающий наблюдение за объектом и фиксацию (в специальном бланке) итогов
этого наблюдения. Как правило, исследователь находиться "внутри" события, которое изучается.
|
|
Mystery Shopping (таинственный покупатель).
Метод маркетинговых исследований, предполагающий оценку качества обслуживания (или получение коммерческой
информации о конкурентах) с помощью специалистов, выступающих в роли подставных покупателей (заказчиков,
клиентов и т.п.). Специально подготовленные люди, соответствующие характеристикам целевого потребителя на данном рынке,
посещают исследуемые предприятия (магазины, сервисные центры, офисы компании) под видом клиентов,
и в процессе общения получают нужную информацию.
|
|
Retail audit (ретейл-аудит).
Проводится описание торговых точек (фиксация ассортимента, цен, специальных предложений в местах продаж,
рекламных обращений, объемы сбыта товара и т.д.).
Retail audit обычно проводиться после предварительной сплошной переписи (Cencus) торговых точек,
торгующих определенным видом товара.
Метод позволяет отслеживать изменение "рыночной среды" по определенным группам товаров.
|
В зависимости от целей и задач исследования мы порекомендуем Вам эти или другие методы, разработаем оригинальный или предложим типовой дизайн исследования,
помогающий решить Вашу проблему.
|
|